Роль подарка в современном мире

Роль подарка в современном мире особая. Не укладываясь в рамки рационального экономического поведения, основанного на принципе взаимной выгоды, он стал для нас символом проявления бескорыстной любви или просто дружеского расположения.

Впрочем, такой взгляд довольно далек от истины: в действительности отношения, связывающие дарителя и того, кому он преподносит свой дар, всегда предполагают ту или иную форму взаимности.

В начале прошлого века французский этнолог Марсель Мосс предпринял попытку изучить практику обмена подарками в архаичных обществах. Подарок на железную свадьбу кстати есть на сайте mur-mur.top.

Его наблюдения, составившие в 1925 году знаменитое «Эссе о даре», актуальны и сегодня: они помогают понять суть предновогодней «подарочной вакханалии», заставляющей нас тратить долгие часы на приобретение бессчетных сувениров и томиться в очередях к столикам подарочной упаковки.

По аналогии с «кулой» (система обмена дарами в племени новозеландских маори) или с «потлачем» (ее эквивалент у североамериканских индейцев), покупая подарки родным и знакомым, мы, по сути дела, вступаем в отношения «добровольно-принудительного обмена»: мы дарим отчасти потому, что хотим этого сами, а отчасти — потому что к этому нас подталкивает традиция.

Мосс выяснил, что на каждом из нас лежат тройные обязательства: дарить подарки, принимать их (отвергнуть дар — значит нанести жестокую обиду дарителю) и отвечать на подарок подарком, обеспечивая тем самым стабильность отношений.
Ответный жест

Прямым прототипом подарка можно назвать акт дарения матерью пищи своему ребенку. Младенец не способен предложить ответный дар — он может подарить ей лишь положительные эмоции, ведь сам факт его существования — уже повод для материнского счастья.

Следовательно, удачный подарок должен, подобно своему прототипу, удовлетворять самым сокровенным потребностям того, кому предназначается.

«Подарок в идеале — прямая антитеза натурального обмена, — комментирует психоаналитик Марина Арутюнян. — Это безвозмездное проявление любви, приязни и внимания. Однако в процессе развития социальных и межличностных отношений он неизбежно обрастает различными прагматическими функциями.

Крайнее проявление этой тенденции — взятка: ее тоже можно квалифицировать как своего рода подарок, который преподносится с определенной целью — склонить на свою сторону».